Мы часто слышим, что Китайцы подводят, кидают и они настоящие вредители в партнерских отношениях. Можно сослаться на различие культур или китайский менталитет, но сейчас мы будем говорить не о мошенниках или компаниях-однодневках, а о нескольких проблемных моментах, которые возникают при работе с Китайскими партнерами.
Заказали одно, а пришло другое — многие компании при работе с Китайцами ограничиваются коммуникацией через интернет. Сейчас действительно очень удобно работать удаленно. Казалось чего сложного, нашел поставщика через Alibaba, согласовал условия, заплатил и производство пошло. Даже первые отгрузки товара могут пойти гладко. Но в какой-то момент, происходит что-то не понятное пришел товар не того цвета или размера, пришел бракованный товар или упаковка просто развалилась во время перевозки. Это происходит умышленно или нет, но зачастую Китайцы разводят руками и говорят, что у них сменился начальник производства или погрузка в контейнер проходила ночью и не доглядели. В любом случае найдется человек, который уже не работает в компании и именно он во всем виноват.
Не правильные документы —расчеты объема и веса Китайцы делают математически путем или на основании данных с предыдущих отгрузок. Разница между реальным весом и объемом может достигать в 30%, все делается на глаз. Нашей таможне не понравится если в документах указан один вес, а реальный вес больше или меньше. На таможне может стать вопрос о незадекларированном товаре и контейнер поставят на проверку. И это будет происходить до тех пор, пока вы сами не будете приезжать на фабрику и контролировать вес, объем и количество.
А завод закрылся — понятие завода или фабрики сильно отличается от нашего понимания. Заводом может называться небольшой цех из 5 человек на пятом этаже в промышленной зоне. Хотя их сайт будет сделан красиво, на английском языке и с большим перечнем товара. Открыть завод в Китае не составляет особого труда, в равной степени как и закрыть его. Лично посещать заводы, проверять их учередительные документы, интересоваться состоянием дел является необходимым условием при выборе поставщика. Иногда помогает спросить про один завод у другого завода, так можно узнать много интересного.
Оплата и договор — всем известно, что китайцы производят товар только под заказ. Чтобы начать производство китайцы просят сделать предоплату 30%, остальные 70% перед отгрузкой. Предоплату можно сделать по обычной проформе инвойс, где будет обычная печать и подпись (иногда просто в электронном виде), такой документ не имеет никакой силы и равнозначен обычной расписке. По этому важно задуматься о договоре, четко прописать условия сотрудничества. Крупные/средние Китайские компании внимательно изучают контракты (это тенденция последнего времени) и разницу в менталитете можно понять уже сразу во вермя обсуждения условий договора. Будет много вопросов, но желательно потратить время и подробно объяснить Китайцам для чего нужен тот или иной пункт. Таким образом можно себя огородить от несвоевременных поставок (указав на штрафные санкции), прописать условия оплаты, зафиксировать цены на год и тд. Если Ваш вариант договора подписали не задав ни одного вопроса, можете быть уверены что его никто не читал и при возникновении спорной ситуации договор не поможет.
Подарки — Китайцы народ гостеприимный и доброжелательный, любят делать подарки. Иногда подарки могут положить в контейнер вместе с вашим товаром, например ящик вина или коробку с чаем. Им трудно объяснить что так делать было нельзя и что за этот «подарок» таможня взяла штраф или орестовала контейнер.
Довольно не просто сгруппировать проблемы, которые могут возникнуть при работе с Китайскими партнерами, вопросы возникают в самое неожиданном месте и в самый неподходящий момент времени. Важно быть готовым к любым поворотам событий и относится к ним немного проще, как это делают Китайцы, тогда работа с ними будет в радость.
Отличная статья в продолжение: Как избежать обмана со стороны поставщиков?