Как арбитражный суд в Китае добивается выполнения своих решений
Государство с бурно развивающейся промышленностью и экономикой не могло не столкнуться с проблемой лавинообразного увеличения количества обращений граждан и субъектов предпринимательской деятельности в суды. Самым распространенным поводом хозяйственных и имущественных споров является нарушение договорных обязательств юридическими лицами, отношения между совладельцами бизнеса, иски частных лиц к компаниям и организациям. Арбитражный суд Китая, как и аналогичные структуры в других странах, призван разгрузить судебную систему от хозяйственных споров.
Однако китайцы были бы не похожи на себя, если бы не сделали все по-своему. Чтобы не допустить коррупции судей, что вполне возможно при их полномочиях и длительном сроке пребывания «у руля», была разработана и внедрена в жизнь совершенно иная, коллегиальная структура для принятия решений – арбитражные комиссии. Только этот коллективный орган имеет право принимать решения по всем имущественным и хозяйственным спорам частных и юридических лиц, а также предпринимательских структур и госпредприятий.
Законодательная база арбитража в Китае
Основополагающим нормативным документом в этой области является закон КНР «Об арбитраже», который был принят еще в далеком 1995 году. Собственно, необходимость созыва специальных арбитражных комиссий впервые была обоснована именно в этом законе. Впоследствии сфере арбитража было уделено внимание, когда разрабатывался и утверждался Гражданский процессуальный кодекс, а также во время подготовки и принятия Свода арбитражных правил для Центральных арбитражных органов Китая. В этих документах главными являются следующие вопросы:
1. Процедура создания арбитражной комиссии.
2. Порядок функционирования новой коллегиальной структуры.
3. Процедуры арбитража и принятия решений.
4. Правовые вопросы, связанные с участием в арбитражных разбирательствах иностранных компаний.
5. Порядок достижения арбитражного соглашения.
Все основные процедуры арбитражного разбирательства были коренным образом пересмотрены и адаптированы к китайской действительности тех лет. Позднее в порядок проведения арбитража был внесен еще один пакет изменений, после чего многие международные специалисты признали китайскую систему организации арбитражных разбирательств одной из самых совершенных в мире. Важным моментом здесь является принцип использования местных норм закона при рассмотрении спора иностранных компаний, если в хозяйственном договоре не было указано – по законам какой страны следует производить арбитражное разбирательство.
Порядок рассмотрения арбитражем хозяйственных споров по-китайски
Нововведения начинаются сразу – с момента, когда противоборствующие стороны не смогли самостоятельно разрешить свои противоречия и приняли решение о передаче этих вопросов для рассмотрения в арбитраже. Принятый в Китае порядок предписывает сторонам такого конфликта перед подачей заявления в арбитражную комиссию письменно заключить специальный договор. С истца, обратившегося в арбитраж, удерживают залоговый платеж в размере 0,5% от суммы иска. Скорее всего, такой залог является чрезмерным, так как реальные затраты на арбитраж обычно в пять раз меньше.
После подачи в арбитражную комиссию заявления истца и всех необходимых для рассмотрения дела по сути документов, обязанностью комиссии является незамедлительное информирование ответчика. Для этого ему направляются копии всех документов, имеющих отношение к делу. Официальной датой начала процесса считается день, когда арбитражной комиссией принято решение о необходимости слушаний по данному заявлению и назначена его дата.
Формирование арбитражной комиссии
Когда уже известна дата будущего рассмотрения, начинается формирование состава арбитражного органа. Из членов Арбитражной комиссии истец и ответчик имеют право выбрать одного арбитражного заседателя. Если истец или ответчик решили не принимать участие в этой процедуре, вместо них выбор имеет право совершить председатель комиссии. Так как арбитров должно быть трое, недостающего стороны также выбирают вместе, или поручают это председателю.
В состав комиссии обычно входят граждане Китая и иностранные лица, которые имеют определенную подготовку в правовых вопросах и знания в различных отраслях хозяйствования, включая торговлю, бизнес и производство. Максимальный срок, который отводится законодательством Китая на формирование состава арбитров, - 20 суток. После их истечения председатель имеет право доукомплектовать состав самостоятельно и приступить к рассмотрению дела.
Сложности для иностранцев
Наибольшей проблемой для иностранных граждан, участвующих в заседаниях, является китайский язык, - официальный язык любого арбитражного рассмотрения. Комиссия может выделить переводчиков, но большинство предпринимателей из России предпочитают приглашать соотечественников, что также законом не запрещено. Специалисты юридического отдела компании Asiainspector в такой ситуации могут одновременно решать две задачи: обеспечивать перевод и профессиональную юридическую помощь заказчику во время всего процесса.
На всю процедуру – от приема заявления до вынесения решения, закон выделяет срок не более 9 месяцев. Принятое решение пересмотру и обжалованию не подлежит. Если какая-либо из сторон не намерена выполнять вердикт, вынесенный Арбитражным судом, его действия теперь уже можно оспорить в Народном суде КНР. Если уклоняется от выполнения постановления иностранная компания, исковое заявление подается в суд страны, где эта структура зарегистрирована.
Китайская настойчивость может довести дело даже до Международной торговой палаты, поэтому решения китайского арбитражного суда проигравшая сторона, как правило, выполняет сразу.